IT-Expert
  IT-Expert / Веблог / Ностальгическое. Про ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ КАЛЬКУЛЯТОР.
Авторизация
Логин:
Пароль:


 
Поиск по записям:

Ключевые слова:
Записей в блоге
 за 2015 год
 за 2014 год
 за 2013 год
 за 2012 год
 за 2011 год

     за 2010 год

       за 2009 год
       за 2008 год
       за 2007 год
       за 2006 год
       за 2005 год
      RSS лента Лента новостей IT-Expert 
      Лента подкастов IT-Expert IT-Expert audiopodcasts

      Ностальгическое. Про ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ КАЛЬКУЛЯТОР.

      00:08, 15 мая 2007 ( Daily thoughts  )

      Сначала я хотел просто написать про обычный совесткий калькулятор МК 61, но волна ностальгии настолько плотно захлестнула, что невольно вспомнились и поиски и спектрумы и 386е, о чем и поведаю ниже. 

      Мое информатизированное детство началось с программируемгого калькулятора MK61. В журнале "Одноклассник" печаталисть различные программы-игры. Сначала ты полчаса набираешь программу, а затем полчаса ее запускаешь.


      МК61 был совершенно замечательной вещью, днями напролет я набирал программки, игры, и это делало меня невероятно счасливым. Но вот незадача, если же я выключал калькулятор, то вся набранная программа (в 100 и более шагов, а это было много) безвозвратно исчезала, поэтому пределом  моих мечтаний был программируемый калькулятор MK52, который был полным аналогом MK 61, но при этом имел энергонезависимую память. Я бы смог сохранять программы и потом их же и загружать в оперативную память.  Но не сложилось.


      Оказывается, что МК-52 летал в космос на корабле «Союз ТМ-7». Его предполагалось использовать для расчёта траектории посадки в случае, если выйдет из строя бортовой компьютер.

      Однажды в школу кто-то принес MK 98. Это было фантастическое устройство откуда-то из будущего, такое недосягаемое до нас, обычных людей, что мы только могли шумно вздыхать и завидовать счасливому владельцу.


      Затем начался бум компьютеров-приставок Sinclair, известными у нас как Spectrum ZX. Собрать такой компьютер было под силу народным умельцам-электронщикам, чем они с успехом и занимались, продавая с рук на рынке примерно по $22-25. Такой компьютер был у моего двоюродного брата, благодаря чему брат тут же стал как родным :) На Spectrum был установлен подвид языка BASIC, который сразу мне как-то не понравился. Потому что BASIC это было немодно. Модно было C и C++, и чуть менее модным был Pascal. Ну а Assembler же и вовсе был языком для настоящих мужчин. Да, в свои 13 лет я взахлеб зачитывался Петькой Нортоном про Ассемблер. Про прерывания BIOS, прерывания DOS, полумистический графический режим под номером 13, который открывал невиданные графические возможности  размером 320x200 с четырьмя видеобуферами. А знаете что такое видеобуфер? Это если мы начнем писать в видеопамять (определенный адрес памяти компьютера являл собой видеопамять, т.е. адресовались пикселы на екране) , то на экране совершенно четко мы увидим тормозящую отрисовку и попиксельное изменение картинки. Так вот, что бы этого безобразия избежать мы рисуем на невидимый (второй, третий) видеобуфер, а затем нужной командой мы изменяем страницу памяти для отображения на мониторе, а тем временем рисуем опять на первой, уже невидимой странице. Таким образом мы добивалисть производительности от видеоподсистемы и плавного изменения картинки на мониторе.

      А Norton Disk Tools являли собой пример действительно хорошего и продуманного текстово-псевдографического оконного интерфейса. Да, ведь тогда не было венды. Был Нортон Командер. И были резидентные программы. Каждый уважающий себя юзер был обязан уметь править автоекзек.бат и понимать конфиг.сис.

      У некоторых друзей был отечественный компьютер Поиск 1 с процессором 8088 и тактовой частотой 8MHz с чудо-дисководом для дискет на 5,25". С дисковода игры загружались значительно быстрее чем с кассет. Дискеты были емкостьью 360Кб, более распространенные на 720Кб и HD High Density на целых 1,2Mb.  Звук в играх был противный. Встроенный динамик не умел красиво играть. В силу дискретности сигнала с компьютера (т.е. или 0 или 1) встроенный динамик умел только противно пищать. Однако даже такой "звук" делал игры более насыщенными и динамичными. Дело немного исправил "ковокс". "Ковоксом" называлось устройство слепленное чудом из нескольких транзисторов и резисторов с "пальчиковым" выходом на колонки и входом на LPT разьем для принтера. Типичным корпусом "ковокса" была ... мыльница.

      После MK61 у меня долго не было Личного Компьютера. Им стал 386 DX 40 с видеокартой Cirrus Logic 5446 и звуковой картой ESS 1868. Видеокарта в то время не имела такого значения для игр как сейчас. Ведь первое настоящие "три дэ" мы увидели в игре Wolfenstein, гре появление комического Гитлера в скафандре приводило в неописуемый ужас и пальцы еще судорожнее долбили по клавиатуре. Оглядываясь назад понимаешь, - сейчас производителям игр тяжело придумать что-то по-настоящему новое, революционно-оригинальное.

      А для приличного монитора  был жизненно необходим ... защитный экран. Защитные экраны были двух видов, дорогие, стеклянные, и те что подешевле, сделанные как буд-то из капроновых чулков. И то и другое не только ухудшало видимость, но и защищало от радиации (!) монитора :)

      Впервые "по сети" я соединил два компьютера по "нуль-модемному шнурку". "Шнурок" паялся с двумя разъемами COM-COM. Это было чудесное мгновение, когда я увидел точку-самолет противника в игре Retaliator. О игре Retaliator можно говорить часами. Коды к игре и цели миссий передавались потертыми отпечатанными листочками из рук в руки. По слухам Retaliator была полностью написана на Ассемблере, чему лично я охотно верю. Потому как вместить игру в 400-500 килобайт с летательным движком самолета да и так, что бы это работало на "Поиске" ... это было действительно очень-очень круто.

      Затем у кого-то был позаимствован модем на 9600 ... это началась эра BBS и FIDO. TMail и Golded. Поинтовки и сисоповки. Коннекты ночами и телефонный "анлимитед". BBS и FIDO начали угасать когда переговоры стали тарифицироваться и городские АТС начали вводить "повремёнку".

      Одновременно с апгрейдом на 486 DX4 процессор и последующим "разгоном" до 120Mhz пришло серьезное увлечение ассемблером. Были написаны оконные библиотеки, библиотеки работы со звуком. Тщательно изучались выпуски журнала "Infected Voice" и были написаны тестовый вирус и тут же к нему антивирус. В жизнь вирус выпущен не был. Сейчас уже и не могу с точностью вспомнить почему так было, вероятно ответственность  почувстовал, поэтому не выпустил :) Затем родилась идея написать игру "типа варкрафт" на Watcom C/C++, даже написали алгоритм обхода препятствий, начали уж было рисовать рыцарей, но как-то не вышло из нас с Жекой художников, мы расстроились и перестали писать игру.

      Затем в нашу страну пришел Интернет. Точнее не так, не Интернет пришел. Кое где начал проявился "оффлайновый" интернет. В порядке вещей, почитать и написать электронную почту, для чего нужно было специально программой "прозвониться в интернет" и отправить написанную почту. Очень напоминало FIDO.

      ... а затем ... первый "софтварный" (тогда это слово в применении к железкам в голове не укладывалось) модем на 14400 от фирмы USRobotics с программным обеспечением TCP/IP стеком Triumpet Winsock под Windows 3.11 и, наконец, эпоха Windows 95, виртуальный графический 3D чат Active Worlds и чатание до 5 утра.

       А потом я внезапно вырос, заимел ноутбук, настроил wifi, лег на кровать и написал эту ностальгическую заметку.


      Оставить комментарий
      © Максим Прокопов 2005-2016 О сервере