Ностальгическое. Про ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ КАЛЬКУЛЯТОР.
00:08, 15 мая 2007
(
Daily thoughts
)
Сначала я хотел просто написать про обычный совесткий калькулятор МК 61, но волна ностальгии настолько плотно захлестнула, что невольно вспомнились и поиски и спектрумы и 386е, о чем и поведаю ниже. Мое информатизированное детство началось с программируемгого калькулятора MK61. В журнале "Одноклассник" печаталисть различные программы-игры. Сначала ты полчаса набираешь программу, а затем полчаса ее запускаешь. МК61 был совершенно замечательной вещью, днями напролет я набирал программки, игры, и это делало меня невероятно счасливым. Но вот незадача, если же я выключал калькулятор, то вся набранная программа (в 100 и более шагов, а это было много) безвозвратно исчезала, поэтому пределом моих мечтаний был программируемый калькулятор MK52, который был полным аналогом MK 61, но при этом имел энергонезависимую память. Я бы смог сохранять программы и потом их же и загружать в оперативную память. Но не сложилось. Оказывается, что МК-52 летал в космос на корабле «Союз ТМ-7». Его предполагалось использовать для расчёта траектории посадки в случае, если выйдет из строя бортовой компьютер. Однажды в школу кто-то принес MK 98. Это было фантастическое устройство откуда-то из будущего, такое недосягаемое до нас, обычных людей, что мы только могли шумно вздыхать и завидовать счасливому владельцу. Затем начался бум компьютеров-приставок Sinclair, известными у нас как Spectrum ZX. Собрать такой компьютер было под силу народным умельцам-электронщикам, чем они с успехом и занимались, продавая с рук на рынке примерно по $22-25. Такой компьютер был у моего двоюродного брата, благодаря чему брат тут же стал как родным :) На Spectrum был установлен подвид языка BASIC, который сразу мне как-то не понравился. Потому что BASIC это было немодно. Модно было C и C++, и чуть менее модным был Pascal. Ну а Assembler же и вовсе был языком для настоящих мужчин. Да, в свои 13 лет я взахлеб зачитывался Петькой Нортоном про Ассемблер. Про прерывания BIOS, прерывания DOS, полумистический графический режим под номером 13, который открывал невиданные графические возможности размером 320x200 с четырьмя видеобуферами. А знаете что такое видеобуфер? Это если мы начнем писать в видеопамять (определенный адрес памяти компьютера являл собой видеопамять, т.е. адресовались пикселы на екране) , то на экране совершенно четко мы увидим тормозящую отрисовку и попиксельное изменение картинки. Так вот, что бы этого безобразия избежать мы рисуем на невидимый (второй, третий) видеобуфер, а затем нужной командой мы изменяем страницу памяти для отображения на мониторе, а тем временем рисуем опять на первой, уже невидимой странице. Таким образом мы добивалисть производительности от видеоподсистемы и плавного изменения картинки на мониторе. А Norton Disk Tools являли собой пример действительно хорошего и продуманного текстово-псевдографического оконного интерфейса. Да, ведь тогда не было венды. Был Нортон Командер. И были резидентные программы. Каждый уважающий себя юзер был обязан уметь править автоекзек.бат и понимать конфиг.сис. У некоторых друзей был отечественный компьютер Поиск 1 с процессором 8088 и тактовой частотой 8MHz с чудо-дисководом для дискет на 5,25". С дисковода игры загружались значительно быстрее чем с кассет. Дискеты были емкостьью 360Кб, более распространенные на 720Кб и HD High Density на целых 1,2Mb. Звук в играх был противный. Встроенный динамик не умел красиво играть. В силу дискретности сигнала с компьютера (т.е. или 0 или 1) встроенный динамик умел только противно пищать. Однако даже такой "звук" делал игры более насыщенными и динамичными. Дело немного исправил "ковокс". "Ковоксом" называлось устройство слепленное чудом из нескольких транзисторов и резисторов с "пальчиковым" выходом на колонки и входом на LPT разьем для принтера. Типичным корпусом "ковокса" была ... мыльница. После MK61 у меня долго не было Личного Компьютера. Им стал 386 DX 40 с видеокартой Cirrus Logic 5446 и звуковой картой ESS 1868. Видеокарта в то время не имела такого значения для игр как сейчас. Ведь первое настоящие "три дэ" мы увидели в игре Wolfenstein, гре появление комического Гитлера в скафандре приводило в неописуемый ужас и пальцы еще судорожнее долбили по клавиатуре. Оглядываясь назад понимаешь, - сейчас производителям игр тяжело придумать что-то по-настоящему новое, революционно-оригинальное. А для приличного монитора был жизненно необходим ... защитный экран. Защитные экраны были двух видов, дорогие, стеклянные, и те что подешевле, сделанные как буд-то из капроновых чулков. И то и другое не только ухудшало видимость, но и защищало от радиации (!) монитора :) Впервые "по сети" я соединил два компьютера по "нуль-модемному шнурку". "Шнурок" паялся с двумя разъемами COM-COM. Это было чудесное мгновение, когда я увидел точку-самолет противника в игре Retaliator. О игре Retaliator можно говорить часами. Коды к игре и цели миссий передавались потертыми отпечатанными листочками из рук в руки. По слухам Retaliator была полностью написана на Ассемблере, чему лично я охотно верю. Потому как вместить игру в 400-500 килобайт с летательным движком самолета да и так, что бы это работало на "Поиске" ... это было действительно очень-очень круто. Затем у кого-то был позаимствован модем на 9600 ... это началась эра BBS и FIDO. TMail и Golded. Поинтовки и сисоповки. Коннекты ночами и телефонный "анлимитед". BBS и FIDO начали угасать когда переговоры стали тарифицироваться и городские АТС начали вводить "повремёнку". Одновременно с апгрейдом на 486 DX4 процессор и последующим "разгоном" до 120Mhz пришло серьезное увлечение ассемблером. Были написаны оконные библиотеки, библиотеки работы со звуком. Тщательно изучались выпуски журнала "Infected Voice" и были написаны тестовый вирус и тут же к нему антивирус. В жизнь вирус выпущен не был. Сейчас уже и не могу с точностью вспомнить почему так было, вероятно ответственность почувстовал, поэтому не выпустил :) Затем родилась идея написать игру "типа варкрафт" на Watcom C/C++, даже написали алгоритм обхода препятствий, начали уж было рисовать рыцарей, но как-то не вышло из нас с Жекой художников, мы расстроились и перестали писать игру. Затем в нашу страну пришел Интернет. Точнее не так, не Интернет пришел. Кое где начал проявился "оффлайновый" интернет. В порядке вещей, почитать и написать электронную почту, для чего нужно было специально программой "прозвониться в интернет" и отправить написанную почту. Очень напоминало FIDO. ... а затем ... первый "софтварный" (тогда это слово в применении к железкам в голове не укладывалось) модем на 14400 от фирмы USRobotics с программным обеспечением TCP/IP стеком Triumpet Winsock под Windows 3.11 и, наконец, эпоха Windows 95, виртуальный графический 3D чат Active Worlds и чатание до 5 утра. А потом я внезапно вырос, заимел ноутбук, настроил wifi, лег на кровать и написал эту ностальгическую заметку. Оставить комментарий |
© Максим Прокопов 2005-2024 | О сервере |